Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Аббревиатура BRIC была впервые введена аналитиком Джимом О'Нилом для обозначения Бразилии, России, Индии и Китая, чтобы привлечь внимание инвесторов к глобальным экономическим изменениям и развитию стран со средним уровнем дохода. Таким образом, развивающиеся экономики Бразилии, России, Индии и Китая контрастировали со странами G7 (США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Германия и Япония). Проведенный Джимом О'Нилом анализ позволил получить оценку развития экономик стран БРИК до 2050 года. К этому времени они должны стать крупнейшими в мире: экономика Китая будет ведущей, за ними следуют экономики США, Индии, Японии и Бразилии. Важно подчеркнуть, что ЮАР не входила в группу до принятия Декларации Санья14 апреля 2014 г., а Россия вступила в ВТО в августе 2015 г.
В последнее время в странах БРИКС наблюдается значительный рост, который привел к усилению среднего класса со значительной покупательной способностью, а также сделал возможным накопление богатства. По данным ВТО, в 2015 году доля Китая в экспорте стран ВТО составила 11,1%, а доля импорта - 9,8%, что поставило Китай на первое и второе место среди членов ВТО. На Россию приходилось 2,9% экспорта и 1,8% импорта. Доля Индии составляет 1,6% и 2,6% соответственно. Импорт и экспорт Бразилии составляли 1,3% и 0,5%, а в Южной Африке - 1,3% и 0,7% соответственно.
Целью данной работы является исследование современных тенденций развития институтов сотрудничества между странами БРИКС.
Предметом работы выступают методы эффективного развития торгового сотрудничества между странами БРИКС.
Объектом исследование страны торгового содружества БРИКС.
Глава 1. БРИКС и мировая торговая система
1.1 Основы создания БРИКС
По сравнению с экономиками стран G7, а также с так называемой «четверкой» (США, ЕС, Канада и Япония) участие стран БРИКС в мировой торговле товарами выглядит не так впечатляюще. В общей сложности на страны БРИКС приходится 17,4% всего экспорта и 1,2% всего импорта, в то время как на страны G7 приходится 31,2% мирового экспорта и 35,2% мирового импорта. Несмотря на это, доля экспорта и импорта товаров странами БРИКС увеличивается. .
Эти данные демонстрируют важность стран БРИКС для мировой торговой системы. Целью данного исследования является анализ участия стран БРИКС в механизме разрешения споров ВТО. Кроме того, важно определить, как участие стран БРИКС помогло укрепить этот механизм или «укрепить его законность», особенно в свете низкой продуктивности переговоров раунда Доха.
Каждая из стран БРИКС, за исключением ЮАР и России, входит в число 15 ведущих членов ВТО, выступающих в качестве истцов или ответчиков в механизме разрешения споров ВТО. Бразилия, Индия и Китай являются четвертым, шестым и одиннадцатым членами организации с точки зрения активного участия в процедурах разрешения споров ВТО. Если брать во внимание только развивающиеся страны, Бразилия чаще всего инициирует разбирательства в ВТО.
Лишь несколько развивающихся стран-членов ВТО поднимали торговые споры через механизм разрешения споров. Страны БРИКС являются сторонами почти трети этих дел. Всего страны БРИКС выступили истцами в 61 споре и ответчиками в 75 спорах. В таблице 2 четко показан уровень активности каждой страны-члена ассоциации в использовании процедур разрешения споров в рамках ВТО.
За исключением Южной Африки, страны БРИКС обычно используют свои права третьих сторон для получения опыта и влияния на решения и рекомендации, выносимые Органом по урегулированию споров ВТО. Помня об этом, Бразилия разработала сбалансированную систему, объединяющую государственный и частный секторы, а также некоторые частные фирмы и консультантов, специализирующихся в области права международной торговли. Хотя Индия и Китай также создали аналогичные структуры, им все еще необходимо улучшить взаимодействие частного и государственного секторов и укрепить его потенциал.
Тем не менее, несмотря на то, что Бразилия успешно отстаивает свои экономические и системные интересы, ей необходимо создать официальный канал связи между частным и государственным секторами, а также расширить стратегии для повышения его эффективности.
Кроме того, ЮАР должна быть более активной в ВТО. Страна должна изучить возможности для получения большего опыта для возбуждения дел для защиты секторов национальной экономики или системных интересов.
Глобальное влияние Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки или БРИКС быстро растет, поскольку они становятся примером для развивающихся стран и эталоном для промышленно развитых стран. Кроме того, страны БРИКС недавно сделали важный шаг в направлении консолидации своих ресурсов помощи в целях развития, учредив Банк развития БРИКС.
Текущие геополитические тенденции показывают, что сегодня центр принятия решений по глобальным вопросам постепенно смещается в сторону каких-то новых межгосударственных объединений. С одной стороны, возникают региональные организации, которые продвигают интересы своих членов и стремятся предложить консолидированную позицию в решении международных вопросов. С другой стороны, бывший и новый центры власти ведут формальный и неформальный диалог по спорным вопросам в их отношениях. БРИКС представляет собой основу для диалога между странами с разными социально-экономическими моделями и, более того, принадлежащими к разным цивилизациям. В этом контексте важно проанализировать как общие черты, так и противоречия между странами-участницами БРИКС.
Китай
Китай рассматривает сотрудничество в рамках БРИКС как инструмент формирования нового, справедливого и рационального миропорядка, который обеспечит благоприятные условия для дальнейшего развития страны. Официальные лица КНР, а также авторитетные китайские экспертные центры регулярно подтверждают это в своих заявлениях (Yuan 2007).
Китайцы призывают страны-участницы БРИКС «уделять внимание вопросам безопасности, укреплять сотрудничество по основным региональным вопросам и углублять сотрудничество во всех областях» (Zhen'min Zhibao 2012b). Это свидетельство озабоченности Китая политической опорой ассоциации. Китайское руководство последовательно подчеркивает, что сотрудничество и совместное развитие со странами БРИКС (наряду с G20 и ШОС) является приоритетом внешней политики страны (Zhen'min Zhibao 2012a). Китай продвигает институциональное формирование БРИКС как неформальный диалог, предполагающий создание специализированных сфер сотрудничества между государствами-членами во всех соответствующих сферах. Китай регулярно подчеркивает существенную экономическую взаимодополняемость стран БРИКС. Примечательно, что в то же время КНР постоянно подчеркивает, что является крупнейшей экономикой сотрудничества БРИКС; следовательно, следуя логике, что «экономическая власть определяет политическое влияние», она стремится быть ведущим действующим лицом группы.
Налаживание сотрудничества в формате БРИКС произошло в период поиска и разработки Китаем новой, более активной политической стратегии на международной арене. Это было вызвано тем, что в условиях стремительного экономического роста и усиления политического влияния вопрос о более эффективной международной политической деятельности приобрел для Китая особую актуальность. Китайские эксперты и дипломаты сосредоточили внимание на пересмотре основ внешней политики Китая Дэн Сяопина. «Наследие Дэна» трактовалось как диалектический баланс двух принципов: принципа традиционной сдержанной государственности (таогуан янхуи) и принципа достойных действий (yousuo zuowei) (Юань 2007). В 2000-е годы среди китайских экспертов велись дебаты по поводу того, почему стратегия, реализованная в 1990-е с преобладающими ограничениями и многочисленными тактическими и подчиненными действиями, обернулась провалом. Наконец, была разработана новая модель активного участия, включающая в себя достойные действия, которые, тем не менее, соответствуют стратегиям Дэн Сяопина, утверждающим, что нет необходимости `` руководить '' всеми средствами, и нужно попытаться сосредоточиться от себя (Ян 2011 ).
Новая китайская стратегия хорошо вписывается в формат БРИКС, продвигающий интересы, аналогичные китайским, и при этом не делается акцента на роли лидера группы. Более того, утверждается, что появление БРИКС сделало экономический и политический рост Китая менее раздражающим для остального мира (Global Times 2012).
Россия
Как и в случае с Китаем, участие России в БРИКС отвечает собственным национальным интересам страны. Однако претензии России на статус одного из нынешних глобальных политических полюсов вступают в противоречие с
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ ministry/fcp/8/GP_16_yanv.pdf (Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti na period do 2020 goda»)
2. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика» http://2020strategy.ru/documents/32710234. html (Itogovyj doklad o rezul’tatah jekspertnoj raboty po aktual’nym problemam sotial’no- jekonomicheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda «Strategija-2020: Novaja model’ rosta - novaja social’naja politika»)
3. Комаров И., Лемешев М., Максимов А., Маслов Б. Приватизация водных услуг: благо или бедствие? / / Обозреватель-Observer 2015. № 9.
4. Концепция внешней политики Российской Федерации. М. 2015. 15 июля // URL: http://kremlin.ru/acts/785
5. Лемешев М., Максимов А., Маслов В. Тупики торговли водоемкой продукцией // Обозреватель-Observer. 2015. № 12; 2016. № 1-3.
6. О позиции России на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. МИД России. 2011 г. //URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-dmo.nsf/66d11ad1c1bc0a7bc32576790039c04a/ b1d0994f63c95f86c32578ce0039986b!OpenDocument
7. Проблема пресной воды. Глобальный контекст политики России. Экспертно-аналитический доклад / под ред. А. Торкунова. М.: МГИМО, 2014. С. 4-5.
8. Речь премьер-министра Российской Федерации Д.Медведева на третьей сессии пленарного заседания Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20». 21 июня 2012 г. // URL: http://government.ru/docs/19427
9. Рынок редкоземельных металлов 2014, 2015 // Metal Research / / URL: http://metalresearch.ru/index.html;
10. Смыслов Д. Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и решения / / Финансы и управления. Информационно-аналитические материалы. Деньги и кредит. 2016. № 1. С. 36-43; 2016. № 2. С. 33-44.
11. Ульянов М. Дальнейшее разоружение вряд ли возможно в формате только России и США. 2016. 9 февраля // URL: http://www.interfax.ru/txt.asp?id=230110
12. Хейфец Б.А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016, 224 с. (Hejfec B.A. Rossija i BRIKS. Novye vozmozhnosti dlja vzaimnyh investicij. - M.: Izdatel’sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K», 2016, 224 s.)
13. BADIN, Michelle Ratton Sanchez; SHAFFER, Gregory; ROSENBERG, Barbara 2015.Os desafios de vencer na OMC:o que está por trás do sucesso do Brasil. São Paulo: Saraiva.
14. BRICS: Action Plan 2012-2016 for Agricultural Cooperation of BRICS Countries. March 2012 // URL: http://www.bricsindia.in/actionPlan.html
15. China 2030: Building a Modern, Harmonious, and Creative Society. The World Bank // http:// dspace.khazar.org/jspui/bitstream/123456789/2850/1/China%202030.pdf
16. Fourth BRICS Summit - Delhi Declaration. 2015. March 29 // URL: http:// www.mea.gov.in/mystart.php?id= 190019162
17. Fourth BRICS Summit - Delhi Declaration. 2015. March 29 // URL: http:// www.mea.gov.in/mystart.php?id= 190019162
18. Human Development Index - 2015 Rankings. UNDP // URL: http://hdr.undp.org/en/ statistics
19. Humphries M. Rare Earth Elements: The Global Supply Chain // CRS Report for Congress7-5700. June 8. 2015;
20. India Vision 2020 http://planningcommission.nic.in/reports/genrep/pl_vsn2020.pdf
21. Kuepers A. Russia not ready to cover China rare earths gap. 21.10.2015 // URL: http://www.reuters.com/article/2015/10/21/us-russa-rare-earths-idUSTRE79K1OO20151021
22. LAFER, Celso 1998. A OMC e a regulamentação do comércio internacional: uma visão brasileira. Porto Alegre: Livraria do Advogado.
23. Martynov B. BRICs: cooperation perspectives in the international security sphere. Institute for Applied Economic Research (IPEA). Strategic Affairs Secretariat Presidency, Brazil / / URL: http://www.ipea.gov.br/bric/textos/100409_BRICMartynov1.pdf
24. Medvedev D. Strany BRIC: obschie tseli - obschie deistviya. 2015. April 13 // URL: http:// kremlin. ru / news /7443
25. Morarjee R. Russia's raw deal among the Brie countries // Financial Times, 2016. January4 // URL: http://blogs.ft.com/economistsforum/2010/01/does-russia-belong-in-the-brics/#ixzz1yZW3lVFk
26. O’NEILL, J. 2001. Building Better Global Economic BRICs. Goldman Sachs Global Economics Paper, [e-journal] 66, http://bit.ly/1ikNPdl
27. O’NEILL, J. 2001. Building Better Global Economic BRICs. Goldman Sachs Global Economics Paper, [e-journal] 66, http://bit.ly/1ikNPdl
28. Plano Brazil Maior, 2014/2016. Innovate to compete. Compete to grow // http://adesm.org.br/ wp-content/uploads/2015/06/Plano-Brasil-Maior_ingl%C3%AAs_2014_2016.pdf
29. Roberts C. Polity Forum: Challengers or Stakeholders? BRICs and the Liberal World Order //Polity. Vo. 42. N 1. 2015. January. P 10.
30. The New Growth Path. South African Government, 2014 // http://www.gov.za/issues/new- growth-path